Распространение собственного педагогического
опыта
Принимаю активное участие в работе МО НПО республики:
  -Семинар по теме: «Диагностика деятельности преподавателя», резюме по инновационным технологиям, которые используются преподавателем в учебной деятельности -21.10.09г.;
  - Выступление на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и руководителей музеев учебных заведений начального и среднего профессионального образования по теме «Воспитание музейной культуры обучающихся», обмен опытом по краеведческой  деятельности, презентация буклета  ОУ «Краеведческий уголок». Протокол № 19/2 от 25.02.10г;
  -Заседание МО демонстрация презентации внеклассного мероприятия в рамках акции «Эстафета памяти»,к 65 летнему юбилею Победы -март 2010г.
    В течение  педагогической деятельности в ОУ  активно участвую во всех мероприятиях,
проводимых в рамках МО преподавателей общеобразовательных дисциплин ( открытые
уроки, самоанализы деятельности, выступления).
Из практики… «Нетрадиционные формы уроков»
       Основным каналом эффективного  воспитательного  воздействия на обучающихся является учебный процесс, его
богатый образовательный потенциал.
На протяжении многих лет я использую в своей работе нетрадиционные формы  уроков. Жизнь сама подсказывает
новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Это связано со становлением нового стиля
педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач
в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности
обучающихся.
       Нетрадиционные формы уроков - это  формы интерактивного обучения. Такие уроки проходят в необычной,
нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу
праздника, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку,
происходит внутреннее раскрепощение.
        На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического
характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений обучающихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие уроке учителя.
- формируется более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Обучающиеся
больше читают, более свободно владеют  литературной речью, они не боятся высказывать свое мнение, начиная ответ
словами:  «Я думаю ...», «На мой взгляд ...».
     Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений педагога  и обучающихся.
Важнейшая задача для каждого преподавателя - дать  глубокие и прочные знания по предмету, вырабатывать навыки и
умения применять их на практике. Поэтому, идя  урок, каждый педагог ставит перед собой  следующие  задачи: как
сделать урок интересным; как активизировать деятельность обучающихся на уроке; как не только передать ребятам
определенную сумму знаний,  воспитать потребность узнавать все больше и больше. На уроках я  использую разные
виды деятельности: составление таблиц,  заполнение карточек, решение кроссвордов по различным источникам, 
подготовка и защита рефератов, игры и др.
      На первых уроках  истории для обучающихся I курсов ставлю задачу восполнить пробелы в умении  анализировать
текст, сравнивать и объяснять исторические факты. Следовательно, обучающиеся работают с текстами  учебника,
выполняя задания: озаглавить абзац, сформулировать вопросы к тексту, составить план, таблицу, сравнить те или иные
исторические явления на основе различных источников, хотя последнее дается с трудом.
Для эффективности  учебно-воспитательного процесса в  сочетании применяю коллективную и индивидуальную
деятельность обучающихся.
      Провожу   работу в парах,  как на отдельных этапах урока (при опросе, проверке домашнего задания, изучении
отдельных положений нового материала, его закреплении), так и в течение всего урока, групповую работу, где каждый
член группы выполняет часть общего задания. Результат такой работы - освоение основного программного материала.
Наиболее эффективна групповая работа на уроках обобщения, например, при проведении семинаров, круглых столов. 
Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают  практические задания: составить
кроссворд, план, мини-диктант с историческими ошибками и т.д. Во время проведения нетрадиционного урока 
поощряются обучающиеся соответственно их вкладу в урок.
      В учебной программе существуют темы, которые в наибольшей степени способствуют гражданско-патриотическому образованию обучающихся. На них и делается упор педагога при проведении нестандартных уроков гражданско-патриотической направленности.
Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к
возрастным особенностям обучающихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию,
расширяют кругозор, способствуют гражданско-патриотическому  сознанию обучающихся.
       Одна из главных задач на уроках истории - формирование  исторической памяти.
     
Копилка  нетрадиционных уроков  гражданско-патриотической направленности   в моей педагогической
деятельности разнообразна:
Урок мужества «Блокадный Ленинград»;
Урок-турнир «Древняя Русь» (повторно-обобщающий);
Урок-экскурсия: «По местам боевой славы»;
Урок-память: «Вас помнит мир спасенный»;
Урок- презентация: «Горячие точки планеты».
        Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей обучающихся, уровня их подготовки,
информированности,  контакта преподавателя с учениками, они
позволяют учителю развивать у обучающихся
творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, создавать условия для
развития личностных качеств обучающихся. Применение нетрадиционных форм уроков - это мощный стимул в обучении.
     В организации нетрадиционных уроков у меня есть возможность  отказаться от шаблона,  максимально вовлечь обучающихся  группы в активную деятельность на уроке. Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность, увлеченность и альтернативность, возможность развивать отношения взаимопонимания, уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым обучающимся, активизирует их деятельность, а на положительном эмоциональном аспекте  хорошо работает процесс запоминания.
Благодаря нестандартности  уроков удается привлечь внимание большинства  обучающихся к наиболее сложным вопросам истории, которые помогает раскрыть современная образовательная технология «Дебаты».
Данная технология помогает педагогу раскрыть поисковые умения обучающихся и сформировать у них
информационную компетенцию. В своей педагогической практике целесообразно использовать  данную технологию или
элементы дебатов
         Нетрадиционные формы  дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов, в них заложена познавательная задача, где ученик может осуществлять самостоятельный поиск знаний, что способствует развитию общих компетенций, наиболее значимой из которых в данном направлении является информационная компетенция. Именно компетенции являются  действенным орудием воспитания и обучения в руках преподавателя, все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения, гражданско-патриотический потенциал, а также применение инновационных технологий, обеспечивающих проявление обучающимся собственной нравственной, гражданско-патриотической позиции, расширения социального опыта  в процессе обучения.
         Таким образом, нетрадиционные уроки истории классифицируются:
1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с
применением компьютеров.
2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН,
урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
3. Уроки творчества:  урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация,
урок- зачет.
      
   Нетрадиционные уроки строятся на принципах:
1. В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
2. Максимально вовлечь обучающихся групп в активную деятельность на уроке.
3. Основой эмоционального тона на уроке должна быть  занимательность и увлеченность.
4. Альтернативность.
5. Взаимопонимание с учениками.
6. Уважительное отношение не только к  знанию обучающихся, но и к незнанию.
7. Использование оценки не только как результирующего инструмента, но и как формирующего.
Эти принципы ориентируют на конкретную деятельность обучения, задают направление педагогическому творчеству.
УРОК  МУЖЕСТВА
«БЛОКАДНЫЙ  ЛЕНИНГРАД»
Тема урока:  « Блокадный Ленинград»
Дидактическая(образовательная) цель:
Сформировать  представления о днях блокадного Ленинграда ,о помощи всей страны  мужественным  защитникам города . Расширить знания о
Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Рассказать обучающимся о тех, кто выстоял и выстрадал эти страшные 900 дней  2.Попытаться  вместе с ленинградцами  мысленно прожить
бесконечно долгие трагические дни блокады.
Развивающая:
Способствовать более глубокому усвоению материала, формированию исторической памяти у подрастающего поколения о прошлом своего
народа.
Задачи :
1. Развивать умение излагать и доносить до аудитории информацию, грамотно, четко и точно выражать мысли, определяться с ответом.
2.Развивать внимание, воображение.
Воспитательная:
1. Воспитывать чувство патриотизма у молодежи, чувства Родины, без которого  невозможно  стать истинным гражданином.
Задачи:
1.Воспитывать  глубокое уважение к героизму и трудовым достижениям своего народа.
2.Воспитывать желание быть активным участником событий.
Тип урока -нестандартный.
Вид урока- урок -мужества                                               
Основное понятие
: военная блокада. 
Материально- техническое оснащение:
1.На доске запись : «Никто не забыт, ничто не забыто », «Блокадный Ленинград».  2.Демонстрационный материал: ксерокопии «Дорога жизни»,
«Цветок жизни», «Пискаревское кладбище», «Разорванное кольцо», наборы открыток «Ленинград»,музыкальная установка. Аудиозапись «На
дороге жизни» А. Розенбаум
 
Ход
 
Учитель:              «Стоит над Невой город
                  Большой и красивый
                  Город - герой, город - солдат
                  Город - труженик…»
 
      У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург,
Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде, продолжая разговор о
войне. Именно так звучит:
Тема  урока: «Блокадный Ленинград », она посвящена 60 летнему юбилею снятия блокады. Окончательный прорыв которой  произошёл 27
января 1944 года.
  Вместе с вами мы почтим память  тех,  кто смог  выстоять в той несравненной эпопее человеческого мужества, стойкости и самоотверженного
патриотизма, какой была 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.     Безгранична наша скорбь о
погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Силу восхищения подвигами ленинградцев.
     ….Ленинград. Невская твердыня. По-разному и о разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных.
Многие из них подобны шрамам, оставшихся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. Ленинградцы были настоящими бойцами,
хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а её союзники: голод, жажда, холод, тьма…блокада.
 
  Чтец                                               «Опять война…»
 
Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
                                                                                    Ю. П. Воронов
Годы идут, но прошлого не уносят, герои тех лет и сегодня с нами. Вернёмся же к ним и вместе с ними проживём, хотя бы мысленно, те
бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием во имя Победы.
 
1-я обучающаяся
 
     К началу сентября 1941 г. ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши.
Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни отправились в
ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали, другие на фабрики и заводы. Всего в Ленинграде в августе
было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших. Горожане создали
оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки.
До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музей, театры, но люди не допускали мысли, что немцы могут
подойти к самому Ленинграду.
      Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время
парада немецких войск на Дворцовой Площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные
билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обрекались на полное
уничтожение вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: Разгромить русских как народ, т.е. истребить, как
биологическое, географическое, историческое понятие.
      Перед командующим группой армии «Север» генералом-фельдмаршалом фон Леебом, фюрер поставил задачу штурмом овладеть городом,
сравнять его с землей, сделать необитаемым. Не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод.  «Ленинград выжрет самого себя», - цинично
пророчествовал он.
      Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды,
возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось, Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
 
2-я обучающаяся
 
  30 августа 1941 г железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 25 млн.  жителей, среди которых
были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со стрелой поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в
городе были ничтожны. Захватив пригороды, гитлеровцы непрерывно обстреливали город огнем тяжелой артиллерии и подвергали
массированным бомбежкам с воздуха. 8 сентября 1942 г. для Ленинградцев наступил один из самых «черных» дней. Сомкнулось блокадное
кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит воинов, защитников Ленинграда к сопротивлению. Почти 900 дней  (с8 сентября 1941 г. по 27
января 1944 г.) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой
истории блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941
г., когда лед наконец стал, по ней отправился спешно собранный конно-транспортный батальон. Лошади некормлены, многие еле тянут даже
пустые сани. Часть повозок в пути провалилась под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Затем, автоколонны из полуторок,
грузовики, шли по льду, под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее по-другому  назвали
«Дорогой жизни». Но перевозки через Ладогу достигали необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали. Она составляла 250
граммов - для рабочих и 125 граммов - для всех в сутки.
 
Учитель:  (Показ кусочка хлеба). - Именно так выглядел этот тяжелый, сырой
                                                                                                    кусочек -
 
                                                                    «  Сто двадцать пять блокадных
                                                                                                                  грамм
                                                                      С огнем и кровью пополам.»
                                                                                            О.   Берггольц
                                                                                                                                                                   
Обучающаяся:
 
                 Этот ломтик трудно назвать хлебом. Эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью. Она на 40 % состояла из различных
примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах
Голод отнимал не только физические силы. Дистрофия -  тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала
отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимися
глазами. Притуплялся разум, терялась воля к сопротивлению, исчезало чувство опасности.
 
В нас голод убивает страх.
Но он же
убивает силы…
На Пискаревских пустырях
Все шире
Братские могилы.
                                           Ю. Воронов
 
      Вымирали  целыми семьями, целыми кварталами. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч
трупов «Подснежников», как их тогда называли. Воспоминание очевидца о детях, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях
истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была
непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка. Всего в
ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре 53 тысячи, в марте 90тысяч. Люди замерзали на улицах, площадях,  в парадных, угасали в
постелях, сидя на стульях. Вымирали целые семьи. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась
одна, но у нее хватило сил и мужества вести  дневник, который стал историей. Голод способен притупить разум, волю к сопротивлению.
Многие перестали прятаться от обстрелов и не только потому, что  привыкли, а сердце свое закалили мужеством, просто перестали
воспринимать опасность.
 
3-я обучающаяся:
 
       Город переживал трагические дни. Не было продуктов, Прекратилась подача электроэнергии. Вышли из строя водопровод и паровое
отопление. Не работал городской транспорт. Топливо по ценности приравнивался к хлебу.
Город казался черным, Черные сугробы на перекрестках. Узкие тропинки вдоль домов. Снежные шапки на трамваях и троллейбусах. Черные,
словно ослепшие, окна и тишина глухая, беспробудная. Как мог выстоять Ленинград?  Но город жил. 12 августа 1942 года в большом зале
Филармонии, как и в довоенные времена не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты были одеты в краснофлотскую форму.
Оркестр играм мощно и слажено. Слушатели напряжены и взволнованы. Исполняется 7-я Ленинградская симфония Шостаковича, написанная
почти до конца в осажденном Ленинграде, посвященная Ленинграду и ленинградцам.
      Уходящие из жизни ленинградцы превозмогали себя. Умирая, она сохранили крепость и чистоту духа. Пожалуй, никогда они еще не мечтали
о мире с такой страстью, с такой исступленностью. Пусть не для себя, уже не для себя и жертвовали собой ради них. Один конкретный пример:
Дмитрий Сергеевич Иванов заведовал большой секцией риса. У него множество пудов риса, но его нашли мертвым за своим рабочим столом.
Ему даже не пришло в голову взять хотя бы горсть белого спасительного зерна.
      В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны.
Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, 120 тыс. автоматов, 12
тыс. минометов и, около 10 млрд. снарядов и мин.
Город не только выдержал осаду, но и победил врага. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была прорвана. Над заснеженной Невой гремели
залпы победоносного салюта!
 
Чтец:
                         Салют
  За залпом залп, гремит салют
Ракеты в воздухе горячем,
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут!
Не успокаивать пока,
Не утешать людей, не надо,
Их радость слишком велика,
Гремит салют над Ленинградом!
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут,
Сегодня в городе салют,
Сегодня ленинградцы плачут!
 
      К этому времени в городе оставалось 560 тыс. человек. Несмотря на варварские бомбардировки, жестокий голод и холод, и другие ужасы, 
многомесячная блокада не смогла сломить волю и стойкость ленинградцев.
      Героическая оборона Ленинграда - это массовый, всенародный подвиг. В честь защитников    установлены монументы, обелиски,
мемориальные доски. На Невском проспекте оставлены надписи: Граждане! При артиллерийском обстреле эта сторона улицы более опасна».
Эти надписи сохранены ленинградцами, как символ бессмертного подвига защитников города. Здесь всегда  лежат живые цветы. Надо знать не
только о тех, кто воевал, но и о тех, кто выстоял, о людях, не имевших оружия, которые стойкостью своей могли что-то сказать миру.
 
4-я обучающаяся:
 
Пискаревское кладбище.
 
      Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные
на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной
гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
      Пискаревское мемориальное кладбище - место массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады города и воинов
ленинградского фронта, погибших годы Великой Отечественной войны. В братских могилах покоится главным образом гражданское население,
их 470 тысяч.
     9 мая 1960 года на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Тысячи живых пришли поклониться тысячам погибших. Вход в некрополь
украшают два строгих павильона, в которых разместилась музейная экспозиция, рассказывающая героических днях обороны Ленинграда. На
фризах павильонов надписи:
 
Вам беззаветным защитникам нашим
Память о Вас навсегда сохранит Ленинград
                                                          благодарный
Жизнью своею потомки обязаны Вам
Бессмертная слава героев умножится
                                                       во славе потомков.
Жертвам блокады великой войны
Вечен Ваш подвиг в сердцах поколений
                                                        грядущих
Гордым героям бессмертная слава
Жизнью своею равненье на павших держи.
 
       С обеих сторон к павильонам примыкает ограда. Она тянется на многие сотни метров. На её основании стоит чёткая по рисунку чугунная
решётка, которая делит на звенья повторяющийся мотив: высокая ваза с наброшенной на неё траурной тканью символизирует смерть и скорбь, а
рядом - прорастающие веточки.
      За павильонами - обширная терраса. В центре Вечный огонь. Трёхсотметровая Центральная алея, разделённая газонами на три ленты,
гранитные ленты тянутся вдоль братских могил, на которых только даты: 1941, 1942, 1943…
      Здесь же выбиты серп и молот в знак того, что под этим холмом покоятся мирные жители, или пятиконечная звезда на могилах воинов.
 
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На Пискаревских плитах нет имён
На Пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
                                                   В.Суслов
 
     Могилы, могилы…  Сколько их! И над бесконечными рядами холмов, над прахом сыновей и дочерей своих - Родина - Мать. Не в горьких
слезах, не в бессильном отчаянии стоит она - бронзовое олицетворение осиротевших матерей советской страны. Скорбь её безутешна, ибо
невозвратимы её утраты. Но не только боль выражает лицо Матери. Строгим величием дышит оно, исполненное достоинства и
всепобеждающей силы духа. Мать - Родина горда за своих, отдавших жизнь за великое дело. Гирлянда из дубовых листьев в её руках - символ
мужества и вечной славы.
      Статуя высотой в шесть с половиной метров установлена на пьедестале такой же высоты, сложенном из 24 блоков темно - серого
полированного гранита. Монумент является композиционным центром всего ансамбля. Он виден с любой точки некрополя и приковывает к
себе внимание ещё у самого входа. Выразительная и лаконичная по силе - эта статуя производит сильное впечатление независимо от того,
откуда на неё смотришь. Но по мере приближения к памятнику все полнее раскрывается образ матери - Родины, наделённой чертами русской
женщины.
     Фигура чуть наклонена вперёд и поэтому кажется движущейся. Создается впечатление, что она медленна и величественна, с благородной
твердостью духа, сдерживая душевную боль, шествует к могилам, чтобы возложить на них тяжелую провисшую в руках гирлянду, оплетенную
траурной лентой. Глава немного откинута назад, открытое лицо сурово, губы сжаты, взгляд  устремлен вдаль.
     За статуей расположена могучая гранитная стена. Она является завершающей частью всего сооружения. Ее протяженность более 150 метров. 
Высота центральной части около 4метров и боковых - около 3 метров. В центре стены выбиты тремя столбцами строгие и взволнованные,
горькие и светлые строки:
 
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же пред жизнью, бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный.
Родина - Мать и город - герой Ленинград.
 
 
     Слева и справа от эпитафии на стене выбиты шесть рельефов. Мы видим героев блокады, мужчин и женщин, бойцов и рабочих. В скорбном
молчании, склонив головы, застыла группа людей.
(«Пьета») - показ.
     Женщина бережно поддерживает обессилившего товарища. Лица стоявших позади горожан полны тревоги, гнева и решимости. Их руки
крепко сжимают оружия («Ополченцы»). Бойцы с автоматами устремляются навстречу врагу («Прорыв блокады»). Отважный воин увлекает за
собой товарищей («Призыв»). Тесной группой, плечом к плечу стоят защитники Ленинграда, сурово и настороженно всматриваясь в даль,
готовые дать отпор захватчикам («Стоять насмерть»).  Женщины возлагают венок на могилу павших («Скорбь»).
      На боковых частях стены - менее высокие, барельефные изображения знамен. На торцах - большие венки из дубовых ветвей. Внутри венков
перевернутые факелы с вырывающимися из них языками пламени. По сторонам от венков опустились на колени, отдавая последние почести
погибшим, Женщина и Рабочий, Солдат и Матрос. На верхней террасе установлены обелиски, увенчанные декоративными бронзовыми вазами.
Их опоясывают лавровые венки. В левой части террасы находится бассейн, на дне которого выложено мозаичное изображение горящего факела
и дубовой ветви,  оплетенной алой лентой.
     В музее Пискаревского мемориала помещены на стенде страницы из книги записей, который вели здесь, когда на этом поле вырастали
могильные холмы. Адреса и цифры, цифры… Вот она - чудовищная арифметика смерти, итог только одного блокадного дня - 20 февраля 1942
года:
Фрунзенский морг - 987 трупов
Свердловский могр - 749 трупов
Боткинская больница - 230 трупов
Василеостровский р-н - 870 трупов.
     Ежедневно доставляли автомашины свой страшный груз на Пискаревское кладбище. И принимало твердое, как камень земля останки тех, кто
отдал жизнь, чтобы город остался неприступным для врага. Не было ни залпов прощального салюта, ни траурных венков, ни надгробных речей.
     Но живые помнили свято: наступит время, и они вернут свой долг павшим. Это время пришло вслед за торжеством победы.
Кроме братских могил на кладбище насчитывается около 6200 захоронений. Некоторые из них безымянные, а на сером граните других выбиты
имена погибших, дата рождения и смерти. Как близки эти даты, как коротка была жизнь многих сыновей нашей Родины, проливших кровь за
Ленинград. Тысячи судеб, тысячи подвигов слились в общий великий подвиг города - Героя.
 
Шуршание листьев железных в венках…
И шепот березовых листьев…
Здесь слава и скорбь обнялись на века
Под небом прострелянным мглистым.
Суровый, шинельного цвета, гранит,
Знамена из камня - недвижны…
О вас, ленинградцы, гранит говорит,
Отдавшие жизни - для жизни!
                                               И. Демьянов
 
     9 мая, в день Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые, они положат на холмы
братских могил цветы. А некоторые - конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
До конца осмыслить беспримерное мужество, узнать его страшную цену невозможно, не увидев Пискаревское кладбище, не почувствовав
особенной, пронзающей сердце тишины.
 
Простор и дымка музыки…
Молчишь…
Холодные ладони мнешь до хруста -
Вокруг земля засеяно так густо.
Что зябко от того на чем стоишь…
                                                  О. Царкунов
  Вечная им память!
 
5-я обучающася
 
     «Дорога Жизни».
В память о трагических днях  блокадного Ленинграда возведен архитектурно-художественный ансамбль «Дорога Жизни». Составляющими этого
ансамбля являются: композиция «Разорванное кольцо»; «Цветок жизни»; «Катюша».
     Хочу остановиться на композиции «Разорванное кольцо».
«Разорванное кольцо» расположено на самом берегу Ладожского озера у Вагановского спуска. Рядом с памятником - закладной камень из
красного гранита с надписью: «Здесь начиналась «Дорога жизни» в период блокады Ленинграда». Центральное сооружение памятника -
выполненное в современной манере, разомкнутая арка - зрительно создает напряженный, немного трагичный, и, в тоже время, триумфальный
образ, ассоциирующийся с поднятием шлагбаума, разведенным мостом и радугой, нависшей над озером. На бетонной площадке под аркой
навечно «вмерзшие» следы протектора колес автомашины, напоминают о тех тружениках - грузовиках, которые везли хлеб ленинградцам. На
площадке установлены два железобетонных шара, имитирующие прожекторы. Установлена также железобетонная стела, ансамбль дополняет 85
миллиметровое зенитное орудие.
     Легендарная «Дорога жизни»…
     Все, кто прошел эту войну, вправе гордиться собой и страной. А мы, войны не видевшие, наверное, не сможем так почувствовать простое
человеческое счастье. Каждому выпала своя доля, но война было общей судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это
сделали. Они победили, они обрели бессмертие!
 
Учитель:
 
Послушайте песню «На дороге жизни» в исполнении А. Разенбаума. Это монолог водителя со своей машиной - полуторкой, о тех страшных
днях блокады и о Дороге жизни, по которой, несмотря  ни на что, погибая, они все-таки,  доставляли продовольствие в умирающий город.
Поистине страшный путь!
 
 
6-я обучающаяся         
 
     «Цветок Жизни»
 
     На 3 км бывшей «Дороги жизни» у поселка Ковалево стоит памятник «Цветок жизни». В центре композиции наклонная лента с надписью:
«Во имя жизни и против войны, детям - юным героям Ленинграда 1941-1944 гг.»
     Белый каменный цветок на 10 метровом стебле возвышается над гранитными валунами. На лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда
будет солнце». Берёзовая «алея Дружбы» связывает «Цветок жизни» с насыпным холмом, где установлены листки дневника Тани Савичевой -
ленинградской школьницы, пережившей все трудности блокадной зимы 1941-1942 годов.
     …На второй линии Васильевского острова, в доме 13, жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мать Мария Игнатьевна,
вышивальщица в ателье мод и бабушка Евдокия Григорьевна. Старшие дети работали: Женя и Нина - в конструкторском бюро, Леонид -
строгальщиком. Младшие Миша и Таня учились в 35 школе. Этажом выше поселились братья их рано умершего отца, работали в
букинистическом магазине, предано любили книги и собрали прекрасную библиотеку.
     Савичевы любили не только читать, но и петь, танцевать, играли на различных музыкальных инструментах. Двери этого дома всегда были
открыты для гостей. Вместе с хозяевами постоянно усаживались за стол друзья. Здесь умели интересно говорить, умели и пошутить, весело
посмеяться. Добрым, жизнерадостным, чистым был мир Тани Савичевой - одиннадцатилетней девочки, чья фотография помещена в музее
Пискаревского мемориала. Миловидное детское лицо, большие глаза, короткие волосы, с пышным бантом на макушке. А рядом - листики
блокадного дневника, страшные записи, потрясшие миллионы сердец, послужившие документом обвинения фашизму на Нюрнбергском
процессе…
 
 
  Давайте причтем его
:
Женя умерла 28 декабря в 12 часов дня 1942 года.
Бабушка - 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лека умер - 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер - 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
Дядя Лёша - 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
  Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.
 
     Этот потрясающий дневник погибшей ленинградской девочки, обрывающийся словами: «Осталась одна Таня…», обращение к нам…,
живым…, чтобы мы помнили!
В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе Красный Бор создали
детский дом. Его работники, жители села, отдавали маленьким блокадникам всё тепло души. И дети постепенно крепли, набирались сил. Только
Таня Савичева не поправлялась. За жизнь девочки боролись всеми доступными тогда средствами. Но здоровье Тани было настолько подорвано,
что спасти её не удалось. Она умерла 1 июня 1944 года.
     В музее возле фотографии Тани всегда лежат живые цветы. Чьи то руки кладут их сюда, приносят и летом, и в морозные месяцы долгой
зимы. Судьба этой обычной семьи стала олицетворением трагедии ленинградцев.
     Но из Савичевых выжили Миша и Нина, именно ей передали записную книжку Тани. Нет, не покорными врагу жертвами, а борцами были
все Савичевы и тысячи их земляков.
     В мае 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник. Он сооружен на средства, заработанные школьниками Шатковского
района, где она находилась на лечении.
      В сердце Ленинграда живет,  и будет жить память обо всех его защитниках, сражавшихся с врагом в невероятно тяжелых условиях. Они
пали…, их нет…, но они живут в нас. И все они имеют право на нашу память.     
Таня, Таня - тьме преграда
Как набат на всех наречиях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно.
Учитель:
 
     Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду. Я прочту еще несколько строк из произведения О. Берггольца «Ленинградская
поэма»:
 
Я, как рубеж, запомню вечер:
Декабрь, безогненая мгла,
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
- Сменяй на платье, - говорит,-
- Менять не хочешь, дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай, ведь ты сама рожала…
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
- Отдай,- она просила,- ты
сама ребенка хоронила,
Я принесла тогда цветы,
Чтоб ты украсила могилу.
…Как будто на краю земли,
Одни, во мгле, в жестокой схватке,
Две женщины, мы рядом шли,
Две матери, две ленинградки.
И, одержимая она
Молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик
И сил хватило привести
Ее к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь… прости!
Мне для живых не жаль, не думай».
…Прожив декабрь, январь, февраль
Я повторяю с дрожью счастья:
«Мне ничего живым не жаль,
Ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество - друзей моих,
Друзей родного Ленинграда,
О, мы задохнись бы без них
В мучительном кольце блокады.
                                  О. Берггольц.
Учитель:
                                   …Нам не жить, как рабам,
Мы родились в России,
В этом наша судьба,
Непокорность и сила….
 
   Огромная   благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины.
     Стремление быть достойными их. Наш долг любить Родину так, как они, делать для народа все, что они не успели. Герои не умирают.
Спасибо же вам, живущие в нашей памяти, в наших сердцах! Земной Вам поклон.
     Хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь, родившаяся в мирное время, во - первых никогда бы не испытала ужаса войны, а во - вторых,
задумалась над тем, кому мы обязаны жизнью.
     Все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Время бессильно ослабить память человечества о стойкости и
мужестве советских людей, о славе тех, кто стоял у истоков победы.
 
                                       Желаю всем добра, а главное мира!
Используются технологии uCoz